Третий инстинкт

Почему человек постоянно чего-то хочет?

Отчего Будда назвал наши желания единственной причиной страданий?

«»  Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей — мучительны. Такова, о братья, благородная истина о страдании. 

И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! — тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий.

И вот, о братья, благородная истина о пресечении страданий. Истинно! — то пресечение страданий есть уничтожение жажды, победа до конца над страстями, исцеление, освобождение, бесстрастность. Такова, о монахи, благородная истина о пресечении страданий.

И вот, о братья, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. Истинно! — то благородный Восьмеричный Путь — истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение. Такова, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби.

ДХАРМАЧАКРА ПРАВАРТАНА СУТРА

Много ли нужно «для жизни»? Всем ли одно и тоже, или каждому своё, да поинтереснее?

«»  Доставая бумажник, разглядываю витрину. Стандартный набор продуктового ларька: сигареты «Родина» и папиросы «Россия», водка «Ржаная» и «Пшеничная», хлеб черный и белый, конфеты «Мишка косолапый» и «Мишка на Севере», повидло яблочное и сливовое, масло коровье и постное, мясо с костями и без, молоко цельное и топленое, яйцо куриное и перепелиное, колбаса вареная и копченая, компот вишневый и грушевый, и наконец — сыр «Российский».

Хороша была идея отца Государева, упокойного Николая Платоновича, по ликвидации всех иноземных супермаркетов и замены их на русские ларьки. И чтобы в каждом ларьке — по две вещи, для выбора народного. Мудро это и глубоко. Ибо народ наш, богоносец, выбирать из двух должен, а не из трех и не из тридцати трех. Выбирая из двух, народ покой душевный обретает, уверенностью в завтрашнем дне напитывается, лишней суеты беспокойной избегает, а следовательно — удовлетворяется. А с таким народом, удовлетворенным, великие дела сотворить можно.

Все хорошо в ларьке, токмо одного понять не и силах голова моя — отчего всех продуктов по паре, как тварей на Ноевом ковчеге, а сыр — один, «Российский»? Логика моя здесь бессильна. Ну, да не нашего ума это дело, а Государева. Государю из Кремля народ виднее, обозримей. Это мы тут ползаем, как воши, суетимся, верных путей не ведая. А Государь все видит, все слышит. И дает — кому и что надобно.

А. Сорокин «День опричника»

(Лично я считаю, что и одного вида продуктов достаточно. И это не политическая шутка, как у Сорокина. Почему? См. далее)

Обилие теорий  о природе человеческих потребностей и желаний впечатляет.
Тема, конечно, непростая; но, на мой взгляд, дискуссии слишком затянулись.
Современные данные антропологии и нейробиологии позволяют поставить если не точку,
то убедительный знак «приближенно равно» в этом вопросе.

Homo Sapiens — закономерный и понятный этап эволюции жизни на Земле. Понятие инстинкта,
в отличие от всяких «хотений» и «желаний», глубоко и подробно разработано.
Соответствуют ли наши инстинкты животным?  Безусловно! И всякие оговорки насчёт особого места человечества, принципиально «новых» эволюционных приобретений — не более чем уступки примитивному антропоцентризму.
Переходным мостиком от изучения поведения животных к пониманию человеческих «страданий» служит
этология   [1]   [2]   [3],
без хорошего знания которой любые дискуссии «о человеческой природе» просто смешны.
Можно сколько угодно иронизировать, но двумя основными инстинктами у людей остаются
выживание и размножение. Разумеется, потребности и поведение, связанное с ними, может быть сложным:
это и воспитание потомства, и альтруизм, и защита Родины…
За любыми заповедями, правилами этики или табу скрывается механизм сохранения и экспансии вида Homo Sapiens , выраженный в «личных» потребностях и помноженный на многомерность социума.

«Ерунда!» — часто восклицают «культурные» люди, — «А как же любовь, наука, искусство?!!»
Ну, многообразие чувства любви объясняется элементарно на основе всё тех же гормонов.
(Кстати, описание гормональной системы и её взаимодействия с мозгом гораздо увлекательнее и
удивительнее, чем все романы «о любви»)
А вот существование науки и искусства бросает мощный вызов всем желающим понять природу человека.

Понаблюдаем за кошками : как они играют, знакомятся, исследуют территорию…(^_^)

В 80-е годысоветский психофизиолог Павел Васильевич Симонов предположил, что имеется
третий инстинкт, общий для человека и высших животных, не сводимый к выживанию и размножению.
К сожалению, его нельзя описать одним словом.
Кратко, это инстинкт игры / исследования / разнообразия. С тех пор этот подход стал общепринятым, особенно на Западе (где, конечно, «забывают» ссылаться на Симонова).

Этот инстинкт тесно связан с другими витальными потребностями:

  • размножение по-любому требует игры и знакомства;
  • обследование территории и наблюдение за другими живыми существами помогает выжить;

Есть и «противоречия»:

  • изучение нового часто смертельно опасно для особи;
  • если все будут играть, выживание человечества окажется под вопросом;

но они снимаются простым эволюционным балансом:

  • между количеством артистов, исследователей и работяг в социуме;
  • между потребностями отдельного человека в стабильности и новизне;

Конечно, формы выражения этих потребностей невероятно сложны и многообразны, как разнообразны
видов бабочек, цветов и т.п. Тем не менее, взаимодействия мутаций и отбора вполне достаточно для появления этого многообразия. Об этом хорошо рассказано в книге   А. Маркова   «Рождение сложности».

Нейробиологической основой инстинкта игры/исследования является потребность нейронной сети мозга
в новой и разной информации. Компьютер, отключенный от сети, сохранит своё «железо», и даже «софт» в целости и сохранности десятки лет. Неважно, что всё это устареет. Те задачи, которые ставились при его создании, он сможет и решать и через 100 лет спячки. Не так с нашим мозгом.

До 20-22 лет наличие разнообразной ( и соответствующей виду Homo Sapiens) информации является критическим не только для «наполнения», но и для формирования самой структуры мозга.
Маугли — это не более чем миф. Дети, выросшие среди животных (или заключенные родителями-маньяками в подвалы) никогда не смогут стать настоящими людьми. У них отсутствуют нейронные связи и структуры, которые в позднем возрасте не возникают.

Для зрелого человека потребность в притоке внешних стимулов не так важна и обратно пропорциональна степени развития его мышления и сознания. «Простые граждане» постоянно требуют хлеба и зрелищ; шахматист сохраняет глубину и свежесть мышления, даже играя по переписке. Наконец, в состоянии настоящей медитации внешние связи сознания сведены к минимуму; оно становится источником познания и наблюдения для самого себя.

Многие учёные пытаются доказать, что потребности человека несводимы к витальным инстинктам.
Во-первых, это не ново. Например, А. Маслоу предложил теорию  пирамиды потребностей

При этом он опять «забыл» указать первоисточник: древнеиндийскую концепцию четырёх смыслов
Кама — Артха — Дхарма — Мокша.

Во-вторых. Учёным, специализирующимся по старинке в одной области, трудно пережить поглощение этой области более реалистичными и точными. В своей последней книге (завещании?) «The Grand Design»
Стивен Хокинг заявил:

«»  Живя в этом огромном мире, который бывает то добрым, то жестоким, и вглядываясь в  бесконечное небо, люди постоянно задаются множеством вопросов: Как мы можем понять мир, в котором оказались? Как ведёт себя Вселенная? Какова природа реальности? Откуда всё это возникло? Нуждалась ли Вселенная в создателе? 
Многие из нас не тратят много времени на эти вопросы, но почти все из нас когда-либо об этом задумывались. Традиционно это философские вопросы, но философия мертва. Она отстала от современной науки, особенно физики. Теперь ученые приняли эстафету первооткрывателей в нашем поиске знаний.

А рассуждения о «духовных» и «особых» потребностях человека — не более чем философия.

Итак, я считаю, что все желания и потребности индивидуума либо напрямую связаны с тремя основными инстинктами, либо представляют собой их многократное социально-психологическое отражение.

Иллюстрация.  Каждый представляет себе отражение в зеркале. Красивое и «бесконечное» явление ряда зеркал — просто следствие элементарного закона отражения.

Немного математики — и легко понять, что такое отражение относительно окружности.
А вот какие замечательные фракталы может породить эта простая операция:

Неудивительно, что фрактально-голографическая кора нашего мозга вкупе с влиянием гормонов порождает бесконечное многообразие желаний, влечений, потребностей.

И вот здесь возникает (у меня по крайней мере) законный вопрос: «Но зачем так много?!»
Десятки тысяч рецептов жратвы; сотни тысяч видов одежды; огромное количество песен и мелодий
(написанных, кстати, всего в 3-4 ладах). Про интернет и авто-мото-вело-фото и говорить нечего.

Вопрос адресован, конечно, не людям, и не «богу», а механизму эволюции.
Да, разнообразие, поиск, обмен информацией — необходимые условия эволюционного процесса.
А уж раз наш мозг стал основным инструментом выживания и экспансии вида,
то его развитие является доминантой. Так что часть этого разнообразия можно объяснить эволюционной необходимостью.

Чтобы понять причины появления остальных 90% человеческих желаний, в основном бессмысленных и болезненных, стоит вспомнить такие хорошо изученные проблемы, как алкогольная и наркотическая зависимости.
В конечном итоге, их механизм сводится к чудовищно наглядному и простому опыту.
О нём рассказали на Международном физиологическом конгрессе в Монреале в 1954  П. Милнер и Дж. Олдс. Крысе вживили электроды в особую область гипоталамуса, подключили их к источнику электрических импульсов и замкнули на рычаг, находящийся в клетке крысы. Стоило ей один раз случайно нажать на рычаг, как она уже не отходила от него. Частота нажатий достигала 7000 в час (!) и постепенно крыса умирала от истощения.

Т.н. «центры удовольствия», механизмы положительного гормонального подкрепления и т.п. — важнейший элемент ЦНС.
Собственно, без них не было бы ни размножения, ни исследования; только выживание, как избегание отрицательных ощущений. Однако существует три способа воздействовать на эти центры:

  • естественный: занялся сексом — получил удовольствие; победил в олимпиаде — получил гормональное подкрепление;
  • искуственный: принял наркотик — достиг эйфории; выпил рюмку — всем доволен;
  • опосредованный: прошел компьютерную игру — получил подкрепление «за победу»; посмотрел боевик — ощутил прилив тестостерона; купил новый мобильник — получил «лайк» от центра новизны в коре.

Само-стимуляция механизмов подкрепления инстинкта игры/исследования — вот что стоит за бесконечным количеством гаджетов, туров, шмоток, фильмов и т.д.

Есть ли золотая середина? Конечно. Только в наше время людям стоит стремиться уже не к середине (т.е. не к 10-ти социальным сетям вместо 20-ти), а ближе к началу отсчёта, к простому и гармоничному образу жизни…

«»  Принц Шраван жил в роскошном дворце. Он обожал роскошь. Свою столицу он постоянно перестраивал и постепенно превратил её в один из самых красивых городов. Но однажды он понял, что ему всё наскучило. Прослышав, что в город пришёл Будда, он отправился к нему и был так очарован, что попросил разрешения остаться. Всё королевство было озадачено разворотом событий. Люди не могли поверить в это, потому что Шраван был чрезвычайно мирским человеком, потакавшим любым своим желаниям, даже самым крайним. Обычными его занятиями были вино и женщины.

Ученики Будды тоже были в недоумении, и они спросили:

— Что случилось? Это чудо! Шраван совсем не тот тип человека, к тому же он жил так роскошно. Как странно, что он захотел стать саньясином! Как это случилось? Ты сделал что-нибудь?

— Я ничего не делал, — ответил им Будда. — Ум может легко перемещаться из одной крайности в другую. Это обычный путь ума. Так что Шраван не делает ничего нового. Этого можно было ожидать. Вы так поражены, потому что не знаете законов, управляющих действиями ума. Человек, который сходил с ума, утопая в богатстве, теперь сходит с ума, отказываясь от богатства, но сумасшествие остаётся — и в этом весь ум.

Итак, Шраван стал монахом, и вскоре ученики стали наблюдать, что он движется из одной крайности в другую. Будда никогда не просил учеников ходить голыми, а Шраван перестал одеваться. Кроме того, он начал заниматься самоистязанием: все они принимали пищу один раз в день, но Шраван стал есть через день. Вскоре он стал совершенно истощённым. В то время как другие медитировали под деревьями в тени, он сидел под палящим солнцем. Раньше он был красивым человеком, у него было прекрасное тело, но прошло шесть месяцев, и его нельзя было узнать…

Как-то вечером Будда подошёл к нему и сказал:

— Шраван, я слышал, что ещё до посвящения ты был принцем и любил играть на ситаре. Ты был хорошим музыкантом. Поэтому я пришёл задать тебе вопрос. Что случится, если струны ослабить?

— Если струны ослабить, то никакой музыки не получится.

— А если струны очень сильно натянуть?

— Тогда тоже невозможно извлечь музыку. Натяжение струн должно быть средним — не ослабленным, но и не перетянутым, а в точности посередине. На ситаре легко играть, но только мастер может правильно настроить струны. Тут нужна золотая середина.

И Будда сказал:

— Именно это я и хотел сказать тебе, наблюдая за тобой в течение этих шести месяцев. Музыка, которую ты хочешь извлечь из себя, зазвучит только тогда, когда струны не ослаблены и не перетянуты, а как раз посередине. Шраван, будь Мастером и знай, что чрезмерное напряжение силы переходит в излишек, а чрезмерное расслабление — в слабость. Приведи себя в равновесие — только так ты сможешь достичь цели.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s