Жизнь и смерть

В отличие от бредовых идей о наличии «бога» или существовании «души» (развенчанных — если кто не в курсе — 200 лет назад), вопрос о природе жизни и смерти остаётся интригующим для учёных. Этот пост предполагает  знание современных идей о химической эволюции, РНК-мире, протобионтах и т.п.
С другой стороны, некоторые компьютерные программы, и даже идеи, распространяемые в обществе, неспроста называют вирусами.
А наши предки безоговорочно считали живым то, что имело важное, ключевое значение в их существовании, будь то камень, молния или звук.

Антропоморфизм, т.е. придание человеческих или биологических черт предметам и явлениям природы —  закономерный этап эволюции сознания:
На важные, сложные вещи лучше реагировать так, как будто они живые.
Это хорошее, «годное» правило выживания и адаптации часто применимо и сейчас (вспомним сисадминские «танцы с бубнами»). Но только как грубая, временная модель реальности.
Осознание этого момента позволит нам избежать спора о словах.

Вполне возможно назвать живой, например, любую молекулу с молекулярной массой более
1 000 000 а.е.м. Отличным кандидатом будет коннектин (почти 3 000 000 а.е.м.):

«Но ведь он не размножается… и не меняется сам по себе» — скажет кто-то. А компьютерные программы могут меняться и размножаться!

Необходимо занять среднюю, сбалансированную позицию между первобытным антропоморфизмом и абстрактной игрой в философские термины. Очевидно, в класс живых систем обязательно должны быть включены все растения и животные. Далее мнения учёных расходятся. Стюарт Кауфман, специалист в области сложных систем  и самоорганизации, предлагает достаточно широкое, но разумное определение. Чтобы озвучить его,  нужно познакомиться с  понятием intelligent agent.
 В кибернетике так называют сущность (материальную, програмную или алгоритмическую), способную

  • получать информацию из окружения и/или о своём состоянии,
  • оценивать её на основе внутренней модели и
  • совершать действия, способные изменить окружающий мир и/или саму сущность.

Все живые существа являются intelligent agent или multi-agent. Но таковыми являются и отдельные органы человека, и домофоны, и простейшие программы. Кауфман добавляет еще два условия:

Предполагается, что если исскусственные или внеземные объекты удовлетворяют этому определению, их также можно считать живыми. Приветствуя саму идею отойти от «белкового и земного шовинизма», трудно удержаться от каверзных вопросов:

‽ Какая точность повторения допустима в процессе само-воспроизведения?
‽ В чём разница между живым существом и живой материей?
‽ Функционирование многих сущностей, в целом подходящих под это определение, сильно зависит от их окружения. Например, белковые вирусы могут размножаться только при наличии клетки-носителя. А компьютерные модели требуют наличия виртуальной среды исполнения.

Таким образом, корректное определение жизни еще не сформулировано (остальные попытки проигрывают подходу Кауфмана). Чтобы двигаться дальше, сузим круг объектов и поставим вопрос о жизни и смерти человеческого индивида.

Здесь также есть место сомнениям и парадоксам. В результате травмы, старения или генетических отклонений человек может оказаться в ужасном состоянии вегетативной комы: спинной мозг и ствол головного работают нормально, но все высшие отделы разрушены.
Такое существо может дышать и жить самостоятельно, переваривать пищу, издавать звуки, реагировать на раздражители. Но у него нет эмоций, личности и разума.
Оно не может даже расстраиваться из-за своего положения.

В ближайшее время мы станем свидетелями обратной ситуации: эксперименты по клонированию органов и частей тела становятся всё более удачными, а системы жизнеобеспечения — всё более совершенными. Мозг, плавающий в питательной среде и наблюдающий за внешним миром с помощью компьютерных систем восприятия; или человек, поменявший практически всё своё тело на исскусственные или клонированные элементы,  скоро уже не будут фантастикой. Наиболее туманным является вопрос о жизни, изменении и смерти т.н. личности, «Эго». Сейчас совершенно очевидно, что наше «Я» — не более чем иллюзия; временная, эволюционно и социально обусловленная консолидация различных процессов в ЦНС. В процессе жизни тела она может резко меняться, умирать и даже воскресать (известны случаи выхода из лёгких форм мозговой комы). Можно сохранить или создать личность исскусственно? Вероятно. Ключевыми элементами специфики «Я» являются:

  • память; эмоционально окрашенная и «привязанная» к биологическим часам и
  • набор поведенческих программ, врождённых и приобретённых.

Сохранив и проанализировав эти данные, можно с успехом предсказывать и моделировать поведение индивида. Пока компьютерных мощностей всей планеты недостаточно для создания модели даже одного человека. Но это пока…

Наконец, большой сюрприз преподнесла теория эволюции. Долгое время считалось, что смерть индивида — необходимое условие для существования и экспансии вида: освобождение места новым особям, ограничение воспроизводства данного генотипа и т.д. Однако постепенно становится ясно, что конкретный срок жизни особи не имеет большого значения. Нет никакой «программы смерти». После выполнения эволюционных задач (размножения, воспитания потомства, участия в социальной структуре и т.п.) мы полностью предоставлены самим себе: можем оздоравливаться, менять органы, обновлять мозг. Фундаментальных возражений против физического бессмертия нет. 2
Итак, пропасть между жизнью и смертью, тысячелетия будоражившая умы человечества, оказалась во многом иллюзорной. Это не удивительно. За последние 20 лет та же судьба постигла непримиримые раньше дихотомии
«живая vs неживая материя», «человек vs животные», «материя vs сознание» и т.д.
Материализм оказался единственной универсальной и прогрессивной моделью реальности, снимающей подобные противоречия.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s