О цифровой музыкальной нотации

Природа музыки лежит на стыке минимум трёх областей: математики, физики и биологии.
Именно поэтому она с таким трудом поддаётся научному объяснению.
На мой взгляд, самой яркой (и доступной для начинающих) иллюстрацией «математичности» музыкальных мелодий является система цифровой (китайской) музыкальной нотации.

Джян Пу (jiǎnpǔ, 簡譜) берёт начало в древнем Китае времён династии Тан (VII — VII вв н.э.)
Конечно, в мире существовали и другие системы отображения музыкальных мелодий с помощью цифр или иных «кодов». В Европе её связывают с Жан-Жаком Руссо, представившим такой проект Французской Академии в 1742 году.

Идея Jianpu предельно проста.

За редчайшими исключениями, лад представляет собой набор менее чем из 10 основных звуков в пределах октавы. Если обозначить их арабскими цифрами, то запись мелодии будет выглядеть одинаково при любых транспозициях.
Длительности отображаются чёрточками, октавы — точками. Многие обозначения (лиги, акценты, диезы и бемоли) прямо переносятся из стандартной нотации. Есть и специфические символы для традиционных китайских циня и эрху.

Конечно, музыка — это не конструктор Лего и не всё так просто с транспозицией.
Вершина музыкально-математической мысли древнего мира, Пифагоров строй,
вообще не замкнут  —
при продолжении за пределы октавы физические частоты нот не повторяются.
Поэтому для точной записи мелодий в этом строе потребовались бы десятки обозначений.
С другой стороны, чувствительность нашей слуховой системы (абсолютные и дифференциальные слуховые пороги — по частоте, громкости и т.п.) сильно зависит от частотного диапазона в котором лежит звук.
(См., например:  И. Алдошина, Р. Приттс «Музыкальная акустика»)

Простая диатоническая мелодия, лежащая формально на октаву выше, звучит по-другому
(а не просто на иных частотах), даже будучи синтезированной программно из чистых синусоид.
Особенности звучания инструментов дополнительно придают каждой октаве свой колорит.
А уж если обратиться к гармонии, то надо понимать, что окраска звучания аккорда для нашего слуха может менятся даже при транспозиции (целиком) на 1-2 тона.

Но всё это относится скорее к теории музыки и слуха, и актуально при экспериментах с микроинтонированием, экзотическими ладами и т.д.
Обучаясь основам музыки, тем более одновременно на нескольких инструментах, очень удобно
(и математически верно!) представлять мелодии, и даже аккорды, в цифровой нотации.

Тем более, что существует прекрасная программа для Windows, написанная неким Xiaoshu Xu.
Она содержит расширенный набор символов для Jianpu, возможность экспорта изображений,
а в последней версии можно прослушать набранную мелодию.
JianPu(Для не знающих китайский:  внизу страницы есть три ссылки — на скачивание архива и  мануалы на китайском и английском. Последний написан хорошо и подробно. Программа бесплатна, надо только зарегистрировать свою копию у автора по e-mail).

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s